Севастополь: гордый
памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями
города.
Воздвигнут
в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть
Севастополь от вражеских атак с моря и посвящен этому скорбному
и героическому эпизоду этой эпопеи
Памятник был установлен недалеко от набережной Приморского
бульвара, на каменном искусственном островке, сложенном из
грубо обработанных гранитных глыб, в 10 метрах от берега на
Приморском бульваре, в 1905 г. к пятидесятилетию первой обороны
Севастополя, когда были затоплены русские парусные корабли,
«чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым
спасти Севастополь».
Венчает конструкцию бронзовый орел, широко распростерший
крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись
на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных
в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Общая
высота памятника - 16,66 м. Против памятника, на стене набережной
Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.
Во время Крымской войны, когда к берегам Крыма пришла армада
кораблей соединенных флотов Англии, Франции Турции, русскому
командованию пришлось решать очень сложную задачу. Выходить
в море и вступать в бой с превосходящими силами противника,
было неразумно: союзники обладали значительным числом паровых
судов, а русские корабли оставались парусными; больших кораблей
с паровыми машинами в то время еще не было. В этих условиях
командование флота приняло решение в море не выходить, а чтобы
не допустить прорыва вражеских кораблей в севастопольские
бухты, затопить на входном фарватере часть устаревших парусных
судов.
После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии
и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя
стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на
рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить
на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь
береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту
недоступной для вражеского флота.
У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила
якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия",
"Уриил", "Селафаил", "Три Святителя"
и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой
к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора".
Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской
и Александровской батареями.
Севастополь: Памятник затопленным
кораблям. Весна
Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные
орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег.
Поздней ночью 11 сентября 1854 г. были затоплены все ветераны
флота, линейные корабли «Три святителя», «Силистрия», «Варна»,
«Салафаил», «Уриил», фрегаты «Сизополь» и «Флора». Они опустились
на дно бухты почти строго с севера на юг, на траверзе Константиновской
и Александровской батарей. Это была весьма серьезная преграда
для флота противника, но она постепенно разрушалась осенними
и зимними штормами, поэтому в феврале 1855 г. были пущены
на дно линкоры «Гавриил», «Двенадцать апостолов», «Святослав»,
«Ростислав», фрегаты «Месемврия», «Кагул» и «Мидия».
В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г.
говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много
было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные
жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости.
Москва горела, а Русь от этого не погибла..."
Экипажи затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды
защитников севастопольских бастионов и стали главной силой
в сухопутной обороне Севастополя. Идеальная флотская дисциплина,
опыт в сражениях, воинское мастерство, отвага и мужество служили
примером для всех защитников города. Осадная зима выдалась
суровой.
Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов,
поэтому в 1855 г., когда русские войска по быстро наведенному
понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную,
на севастопольском рейде были затоплены еще несколько Черноморского
флота - линейные корабли "Двенадцать апостолов",
"Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул",
"Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно
бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее
затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для
артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили
госпиталями.
Наткнувшись на такое подводное заграждение и убедившись,
что уже не удастся пройти малым ходом в непосредственной близости
от русских береговых батарей, командование вражеских войск,
до конца обороны не предпринимало попыток прорваться в бухту-крепость.
Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь
в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве
города Ленинграда был обнаружен список произведений известного
эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный
им самим в связи с избранием его действительным членом Академии
художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям.
Последние исследования выявили участие в создании этого памятника
архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.